Перейти на новую версию сайта
E-mail:
Пароль:
Регистрация | забыли пароль? |
0
E-mail: *
Пароль: *
Введен неверный логин или пароль.
Идет отправка данных!
Пожалуйста подождите.
Тип: *

Зарегистрируйтесь сейчас и получите доступ к уникальным материалам сайта + бонус: записи тематических вебинаров!


ФИО: *
Род деятельности: *
Email: *
Тел: *
 
Организация: *
Должность: *
Обновить
Введите текст с картинки *
Идет отправка данных!
Пожалуйста подождите.
E-mail: *
Для задания нового пароля проверьте свой email.

Заряд электризации самолета

Пятая часть статьи "Молниезащита самолётов"

 

Вам приходилось гладить кошку в темной комнате? Зимним вечером в морозную погоду под рукой заметны слабые голубые искры. Налицо электризация трением. Самолет не кошка, но при высокой скорости полета он тоже электризуется. Виноваты механические микровключения и гидрометеоры в воздухе, способствующие разделению зарядов при трении о поверхность фюзеляжа. Определенную долю в электризацию вносит и слегка заряженный поток газов из турбин самолета. При емкости порядка 10-9 Ф на самолете набирается заряд 200 – 300 мкКл, поднимающий потенциал до 200 – 300 кВ. Для инициирования молний это мало что значит. По сравнению с потенциалом грозового облака порядка 108 В прибавка не слишком весома, хотя может привести к очень эффектным последствиям. Когда шасси самолета приближаются к посадочной полосе, происходит электрический разряд на землю длиной около метра, чаще всего по поверхности резины колес. Его хорошо видно в темноте.

Опасность электризации в другом. Напряжение в сотни киловольт достаточно для возбуждения газоразрядных процессов с внешних обстроек малого радиуса кривизны, в первую очередь от наружных антенн. Разряд формируется в стримерной форме. Длина стримерной ветви при напряжении 200 – 300 кВ достигает 40 - 60 см. Ее формирование сопровождается импульсным током амперного уровня с наносекундным фронтом. Он становится источником высокочастотных электромагнитных помех для бортового оборудования. Любой современный самолет оборудован электростатическими разрядниками для сброса заряда электризации. Обычно они размещаются на задних кромках крыла и хвостового оперения (рис. 8).


Электростатические разрядники

рис. 8. Электростатические разрядники


Тело разрядника длиной 10 – 15 см представляет гибкий объемный резистор сопротивлением в 10 – 100 МОм. Благодаря ему ионизация на концах пучка тонких проволок может существовать только в форме так называемой ультракороны. Ее ток микроамперного уровня полностью лишен импульсной составляющей, а потому не создает электромагнитных помех.

 

Э. М. Базелян, д.т.н., профессор
Энергетический институт имени Г.М. Кржижановского, г. Москва

 

Читайте далее "6. Электромагнитные помехи от тока молнии"

 


Смотрите также:

Добавить комментарий

    Редактирование комментария доступно только в течение
    1 часа после публикации. Все свои комментарии Вы можете просмотреть в Личном кабинете.